Физическое совершенствование

Япон­ский про­фе­сор рас­ска­зал сту­ден­там уни­вер­си­те­та о фило­со­фии физи­че­ской культуры. 

В инсти­ту­те пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та состо­я­лась откры­тая лек­ция Ёши­хи­ро Саки­та — ассо­ци­и­ро­ван­но­го про­фес­со­ра, сотруд­ни­ка Иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра по педа­го­ги­ке Хок­кайдско­го уни­вер­си­те­та (Сап­по­ро, Япо­ния) для сту­ден­тов кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та, обу­ча­ю­щих­ся по направ­ле­нию «Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние», про­филь «Физи­че­ская куль­ту­ра». 

Дея­тель­ность Ёши­хи­ро Саки­та, как иссле­до­ва­те­ля, свя­за­на с совер­шен­ство­ва­ни­ем физи­че­ско­го вос­пи­та­ния школь­ни­ков, исто­ри­ей и фило­со­фи­ей физи­че­ской куль­ту­ры. В моло­до­сти зани­мал­ся бейс­бо­лом. Ёши­хи­ро Саки­та рас­ска­зал об осо­бен­но­стях спор­тив­ной куль­ту­ры япон­цев, содер­жа­нии заня­тий физи­че­ской куль­ту­ры, о попу­ляр­ных в Япо­нии физ­куль­тур­ных меро­при­я­ти­ях в шко­лен и вне шко­лы, а так­же иссле­до­ва­ни­ях в обла­сти физи­че­ско­го вос­пи­та­ния школьников.

Как отме­тил япон­ский иссле­до­ва­тель, цель и направ­лен­ность уро­ков физи­че­ской куль­ту­ры в япон­ской шко­ле опре­де­ля­ет­ся Наци­о­наль­ным обра­зо­ва­тель­ным стан­дар­том по физи­че­ской куль­ту­ре. В нем про­пи­са­ны не толь­ко поро­го­вые зна­че­ния того, что дол­жен достиг­нуть учи­тель, и что долж­ны достиг­нуть дети. Мно­гое остав­ле­но на усмот­ре­ние само­го педа­го­га. Это тре­бу­ет от учи­те­ля боль­шей ответ­ствен­но­сти. Поэто­му мно­гие учи­те­ля физ­куль­ту­ры объ­еди­ня­ют­ся в иссле­до­ва­тель­ские круж­ки и груп­пы, про­во­дят наблю­де­ния и обсуж­да­ют прак­ти­че­ские результаты.

В содер­жа­нии заня­тий мно­го обще­го с рос­сий­ской шко­лой. Как и во мно­гих стра­нах мира, осно­вой школь­ной физ­куль­ту­ры в Япо­нии, явля­ет­ся гим­на­сти­ка. Кро­ме гим­на­сти­ки в школь­ную про­грам­му по физи­че­ской куль­ту­ре вхо­дят такие спор­тив­ные дис­ци­пли­ны как волей­бол, бас­кет­бол, фут­бол, лег­кая атле­ти­ка, пла­ва­ние, а так­же япон­ские тра­ди­ци­он­ные искус­ства: кен­до, айки­до, кудо (по выбо­ру) и др. Попу­ляр­на «радио­гим­на­сти­ка», это когда дети и взрос­лые под акком­па­не­мент вме­сте или само­сто­я­тель­но еже­днев­но дела­ют гим­на­сти­че­ские упраж­не­ния. Это про­стые ком­плек­сы, кото­рые могут делать все. Их транс­ли­ру­ют на радио, в т.ч. по школь­ной радио­се­ти, демон­стри­ру­ют на теле­ви­де­нии. С гим­на­сти­ки начи­на­ет­ся рабо­чий день на заво­дах, строй­ках, на транс­пор­те и пр. (в СССР она была извест­на как про­из­вод­ствен­ная гим­на­сти­ка — прим. автора). 

Физи­че­ская куль­ту­ры фор­ми­ру­ет базо­вые чело­ве­че­ские дей­ствия – уме­ния пра­виль­но ходить, сто­ять, бегать, сидеть, пла­вать. Детей обу­ча­ют это­му после того как они посту­пи­ли в дет­ский сад или млад­шую школу. 

─ Зани­ма­ясь физи­че­ской куль­ту­рой хотя бы два – три раза в неде­лю, ребе­нок может сде­лать мно­же­ство откры­тий, свя­зан­ных с воз­мож­но­стя­ми сво­е­го тела, почув­ство­вать вол­не­ние от выпол­не­ния тех дей­ствий, кото­рые каза­лись ему рань­ше невы­пол­ни­мы­ми. Учи­тель физ­куль­ту­ры, дол­жен научить ребен­ка полу­чать удо­воль­ствие от заня­тий физ­куль­ту­рой, дать воз­мож­ность испы­тать дви­же­ния, кото­рые он не совер­ша­ет в повсе­днев­ной жиз­ни, но кото­рые рас­ши­ря­ют гра­ни­цы его возможностей. 

Что-то подоб­ное слу­ча­ет­ся с каж­дым чело­ве­ком, стре­мя­щим­ся к физи­че­ско­му совершенствованию. 

─ Боль­шое вни­ма­ние в Япо­нии уде­ля­ет­ся каче­ству обу­че­ния школь­ни­ков и уров­ню обра­зо­ван­но­сти учи­те­ля, ─ отме­тил Ёши­хи­ро Саки­та. ─ Про­фес­си­о­на­лизм педа­го­га скла­ды­ва­ет­ся из его соб­ствен­ных уси­лий по про­фес­си­о­наль­но­му раз­ви­тию и систе­мы содей­ствия госу­дар­ства педа­го­гу в его про­фес­си­о­наль­ном росте. Пре­по­да­ва­тель посто­ян­но нахо­дит­ся в поис­ках луч­ше­го под­хо­да в реа­ли­за­ции сво­их идей. Одним их эффек­тив­ных меха­низ­мов, под­дер­жи­ва­ю­щих про­фес­си­о­наль­ный рост учи­те­ля – прак­ти­че­ские семи­на­ры внут­ри шко­лы, когда учи­те­ля объ­еди­ня­ют­ся в одну груп­пу, вме­сте рабо­та­ют над какой-либо иде­ей, вме­сте дума­ют, как улуч­шить школь­ный урок. Семи­на­ры спо­соб­ству­ют повы­ше­нию спло­чен­но­сти педа­го­ги­че­ско­го кол­лек­ти­ва. Все чле­ны кол­лек­ти­ва стре­мят­ся к повы­ше­нию соб­ствен­но­го про­фес­си­о­наль­но­го мастер­ства — это обще­на­ци­о­наль­ный проект.

Так, напри­мер, в госу­дар­ствен­ном стан­дар­те по физи­че­ской куль­ту­ре (мето­ди­че­ском руко­вод­стве дей­стви­я­ми) напи­са­но, что детей надо учить спо­со­бам кроль и брасс (все шко­лы в Япо­нии име­ют пла­ва­тель­ные бас­сей­ны – прим авто­ра). То есть в обу­че­нии пла­ва­нию мы ста­вим зада­чам обу­чить како­му-то сти­лю — кроль и ли брасс. Подоб­но­го рода обу­че­ние поз­во­ля­ет детям научить­ся дер­жат­ся на воде, сдер­жи­вать дыха­ние, учит дви­гать­ся под водой. Науч­но-иссле­до­ва­тель­ское сооб­ще­ство школь­ной физи­че­ской куль­ту­ры пред­ла­га­ет учить не спор­ту, а с помо­щью спор­та, рас­смат­ри­ва­ет пла­ва­ние, преж­де все­го, как инстру­мент для обу­че­ния ребен­ка без­опас­но­му пове­де­нию на воде и «внут­ри воды». 

Сто­ит ли гово­рить о целе­со­об­раз­но­сти тако­го под­хо­да в обу­че­нии пла­ва­нию детей в усло­ви­ях нашей ост­ров­ной области.

Про­бле­мы при­об­ще­ния к спор­ту к спор­тив­но­му дви­же­ния, име­ю­щих отно­ше­ние к физи­че­ско­му вос­пи­та­нию в шко­ле, реша­ют­ся с помо­щью школь­ных спор­тив­ных клу­бов. Про­во­дят­ся груп­по­вые сорев­но­ва­ния и выступ­ле­ния как в шко­ле, так и вне её. Напри­мер, сорев­но­ва­ния в искус­стве силы, состя­за­ния сприн­те­ров и др. Они отли­ча­ет­ся от зачет­ных сорев­но­ва­ний в шко­ле по пред­ме­ту «Физи­че­ская куль­ту­ра». По сути это куль­тур­но-мас­со­вые меро­при­я­тия, празд­ник в кото­ром участ­ву­ют обще­ствен­ные орга­ни­за­ции, шко­ла и родители.

На наци­о­наль­ном уровне вопро­са­ми сли­я­ния педа­го­ги­че­ской прак­ти­ки и иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти зани­ма­ет­ся науч­но – иссле­до­ва­тель­ский совет по обра­зо­ва­нию Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, спор­та, нау­ки и тех­но­ло­гий Япо­нии, кото­рый коор­ди­ни­ру­ет куль­тур­но-обра­зо­ва­тель­ную и науч­ную поли­ти­ку стра­ны. Совет сле­дит за тем как реа­ли­зу­ет­ся стан­дар­ты физи­че­ско­го вос­пи­та­ния школь­ни­ков, зани­ма­ют­ся фор­ми­ро­ва­ни­ем учеб­но­го пла­на и содер­жа­ния обучения.

Учи­те­лей физ­куль­ту­ры в Япо­нии обу­ча­ют на факуль­те­тах педа­го­ги­ки в уни­вер­си­те­тах, в токий­ском инсти­ту­те физ­куль­ту­ры. Про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния 4 года. Обу­че­ние плат­ное. Аби­ту­ри­ен­ты в зави­си­мо­сти от инди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей могут полу­чить от уни­вер­си­те­та гран­ты на опла­ту рас­хо­дов, свя­зан­ных с обучением. 

В завер­ше­нии лек­ции Ёши­хи­ро Саки­та отве­тил на вопро­сы сту­ден­тов, поже­лал пре­по­да­ва­те­лям и сту­ден­там СахГУ вме­сте рабо­тать над тем, как улуч­шить физи­че­ское вос­пи­та­ние школьников.