Она приурочена к 30-летию вывода советских войск из Афганистана и ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Студенты и сотрудники университета услышали истории о боевых днях участников войн, увидели редкие кадры войны из личного архива гостей, задали свои вопросы и почтили память погибших в Афганистане и Чечне.
Полковник запаса, член Общественной палаты Сахалинской области, президент ассоциации ветеранов органов Государственной безопасности и ветеран боевых действий в Афганистане Владимир Цветков вспоминает о днях войны с горькой улыбкой:
– Нам сообщили, что вызывают в Москву для обеспечения безопасности Олимпиады-80, но по прибытии в столицу дали пару дней для сборов и отправили в Афганистан. Страшно не было – перед операцией мы выпили настойку валерианы, поэтому, наверное, и не боялись. Разряженный воздух, сложные условия и непристреленное оружие – все это добавляло проблем во время штурма. Оружие использовали разное – и автоматы, и танки, и гранатометы. Нас специально переодевали в форму бойцов Афганистана, а на руках были белые повязки, чтоб свои узнавали… На место операции – дворец Тадж-Бек – сейчас никого не пускают, он остался в таком же виде, и видно все последствия штурма. Во время операции меня и моего боевого товарища ранили. Товарищ умер, пока нас везли в госпиталь, и награжден орденом посмертно. Меня же после этого отправили назад, в Москву.
Владимир Цветков
Помощник проректора по безопасности образовательного процесса СахГУ Максим Котов, участник Второй чеченской кампании, рассказывает, что на сборы им дали лишь несколько часов, после чего отправили в Грозный. Он с грустью вспоминает войну и военные операции, где погибли многие сослуживцы:
– Когда будете гулять по городу, подойдите к памятнику Скорбящей матери, просто почитайте имена парней, – призывает Максим Владимирович. – Сейчас все поименно знают героев комиксов «Марвелл», но практически никто не знает имен ребят, погибших в Чечне.
Максим Котов
Все участники военных конфликтов говорят в один голос: нам необходимо помнить об этих горьких уроках истории – уже хотя бы для того, чтобы не допустить их повторения впредь.