Стоп коррупция

Меж­ду­на­род­ный день борь­бы с кор­руп­ци­ей (International Anti-Corruption Day) отме­ча­ет­ся еже­год­но 9 декаб­ря по ини­ци­а­ти­ве Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций.

Меж­ду­на­род­ный день борь­бы с кор­руп­ци­ей (International Anti-Corruption Day) отме­ча­ет­ся еже­год­но 9 декаб­ря по ини­ци­а­ти­ве Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций.

В этот день, 9 декаб­ря 2003 года, в мек­си­кан­ском горо­де Мери­да на поли­ти­че­ской кон­фе­рен­ции высо­ко­го уров­ня была откры­та для под­пи­са­ния Кон­вен­ция ООН про­тив кор­руп­ции (при­ня­та Гене­раль­ной ассам­бле­ей ООН 31 октяб­ря 2003 года).

Доку­мент преду­смат­ри­ва­ет меры по пре­ду­пре­жде­нию кор­руп­ции, нака­за­нию винов­ных, а так­же меха­низ­мы меж­ду­на­род­но­го сотруд­ни­че­ства в борь­бе с ней. Он обя­зы­ва­ет госу­дар­ства-чле­ны про­во­дить поли­ти­ку про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции, одоб­рить соот­вет­ству­ю­щие зако­ны и учре­дить спе­ци­аль­ные орга­ны для борь­бы с этим явлением.

В соот­вет­ствии с кон­вен­ци­ей, каж­дое госу­дар­ство-участ­ник стре­мит­ся уста­нав­ли­вать меры, обя­зы­ва­ю­щие пуб­лич­ных долж­ност­ных лиц пред­став­лять соот­вет­ству­ю­щим орга­нам декла­ра­ции о вне­слу­жеб­ной дея­тель­но­сти, заня­ти­ях, инве­сти­ци­ях, активах.

Кон­вен­ция ООН про­тив кор­руп­ции всту­пи­ла в силу в декаб­ре 2005 года. В насто­я­щее вре­мя чис­ло к ней при­со­еди­ни­лись 186 участников.

Кор­руп­ция — это серьез­ное пре­ступ­ле­ние, кото­рое под­ры­ва­ет соци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие во всех обще­ствах. Ни одна из стран, ни один реги­он, ни одно обще­ство не обла­да­ют имму­ни­те­том от коррупции.

Кор­руп­ция име­ет мно­го раз­но­вид­но­стей: взя­точ­ни­че­ство, неза­кон­ное при­сво­е­ние това­ров и услуг, пред­на­зна­чен­ных для обще­ствен­но­го потреб­ле­ния, кумов­ство (когда при при­е­ме на рабо­ту пред­по­чте­ние отда­ет­ся чле­нам семьи), ока­за­ние вли­я­ния при выра­бот­ке зако­нов и пра­вил в целях полу­че­ния лич­ной выго­ды – все это рас­про­стра­нен­ные при­ме­ры пра­во­на­ру­ше­ний и долж­ност­ных преступлений.

Кор­руп­ция меша­ет биз­не­су, кото­рый не может успеш­но раз­ви­вать­ся в кор­рум­пи­ро­ван­ной систе­ме, что ведет к сокра­ще­нию обще­го богат­ства стра­ны. Она вле­чет за собой сокра­ще­ние объ­е­ма денеж­ных средств, кото­рые пра­ви­тель­ство долж­но выпла­чи­вать тру­дя­щим­ся. Кор­руп­ция при­во­дит к тому, что день­ги, выде­ля­е­мые госу­дар­ством на ока­за­ние соци­аль­ных услуг, не исполь­зу­ют­ся долж­ным обра­зом. Кор­руп­ция под­ры­ва­ет дове­рие к правительству.

Соглас­но оцен­кам Все­мир­но­го бан­ка, еже­год­но в мире рас­то­чи­тель­но рас­хо­ду­ет­ся один трил­ли­он дол­ла­ров.

По дан­ным Меж­ду­на­род­но­го валют­но­го фон­да, кор­руп­ция еже­год­но сто­ит миро­вой эко­но­ми­ке поряд­ка 1,5 трил­ли­о­на дол­ла­ров, или 2% от гло­баль­но­го ВВП.

Рос­сия рати­фи­ци­ро­ва­ла Кон­вен­цию ООН про­тив кор­руп­ции в мар­те 2006 года.

Для под­го­тов­ки пред­ло­же­ний по реа­ли­за­ции в зако­но­да­тель­стве РФ поло­же­ний Кон­вен­ции ООН про­тив кор­руп­ции ука­зом пре­зи­ден­та РФ от 3 фев­ра­ля 2007 года была созда­на меж­ве­дом­ствен­ная рабо­чая группа.

19 мая 2008 года был создан Совет по про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции при пре­зи­ден­те РФ.

25 декаб­ря 2008 года пре­зи­дент РФ под­пи­сал пакет зако­нов о про­ти­во­дей­ствии коррупции.

Пакет вклю­чал четы­ре зако­на: базо­вый закон О про­ти­во­дей­ствии кор­руп­ции”, зако­но­про­ект, вно­ся­щий поправ­ки в закон о пра­ви­тель­стве РФ, и еще два зако­на, вно­ся­щие изме­не­ния и поправ­ки в 25 Феде­раль­ных законов.

В соот­вет­ствии с зако­на­ми, чинов­ни­ков обя­за­ли предо­став­лять рабо­то­да­те­лю све­де­ния о сво­их дохо­дах, иму­ще­стве и обя­за­тель­ствах иму­ще­ствен­но­го харак­те­ра, а о дохо­дах чле­нов сво­ей семьи – супру­ги (супру­га) и несо­вер­шен­но­лет­них детей. Огра­ни­че­ния, запре­ты и обя­зан­но­сти были рас­про­стра­не­ны на сотруд­ни­ков мили­ции, про­ку­ра­ту­ры, орга­нов внут­рен­них дел РФ, орга­нов феде­раль­ной служ­бы без­опас­но­сти, тамо­жен­ных орга­нов РФ и военнослужащих.

В Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ном кодек­се РФ упро­щал­ся поря­док при­вле­че­ния к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти депу­та­тов, судей и ряда кате­го­рий лиц, в отно­ше­нии кото­рых при­ме­ня­ет­ся осо­бый поря­док про­из­вод­ства по уго­лов­ным делам. Так­же было уси­ле­но уго­лов­ное нака­за­ние за коррупцию.

В апре­ле 2010 года был под­пи­сан указ пре­зи­ден­та РФ о Наци­о­наль­ной стра­те­гии про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции и Наци­о­наль­ном плане про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции на 2010–2011 годы, кото­рая долж­на обнов­лять­ся каж­дые два года. В июне 2018 года ука­зом пре­зи­ден­та РФ утвер­жден Наци­о­наль­ный план про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции на 2018–2020 годы.

4 декаб­ря 2012 года пре­зи­ден­том Рос­сии были утвер­жде­ны поправ­ки в закон О пра­ви­тель­стве РФ”.

Соглас­но доку­мен­ту, чле­ны пра­ви­тель­ства обя­за­ны пред­став­лять све­де­ния о сво­их рас­хо­дах, а так­же о рас­хо­дах сво­их супру­ги (супру­га) и несо­вер­шен­но­лет­них детей по каж­дой сдел­ке по при­об­ре­те­нию земель­но­го участ­ка, дру­го­го объ­ек­та недви­жи­мо­сти, транс­порт­но­го сред­ства, цен­ных бумаг, акций, при усло­вии, если сум­ма сдел­ки пре­вы­ша­ет общий доход чле­на пра­ви­тель­ства РФ и его супру­ги (супру­га) за три послед­них года, пред­ше­ству­ю­щих совер­ше­нию сдел­ки. Так­же чле­ны пра­ви­тель­ства ста­ли обя­за­ны отчи­ты­вать­ся об источ­ни­ках полу­че­ния средств, за счет кото­рых была заклю­че­на сделка.

7 мая 2013 года пре­зи­дент РФ под­пи­сал закон, запре­ща­ю­щий чле­нам пра­ви­тель­ства иметь ино­стран­ные сче­та и цен­ные бума­ги в бан­ках за рубе­жом. Закон так­же каса­ет­ся судей, депу­та­тов, сена­то­ров, воен­но­слу­жа­щих, сле­до­ва­те­лей, про­ку­ро­ров, сотруд­ни­ков МВД, тамо­жен­ных и нало­го­вых орга­нов, вне­бюд­жет­ных фон­дов, ауди­то­ров Счет­ной пала­ты, глав город­ских окру­гов и муни­ци­паль­ных рай­о­нов. Кро­ме того, запрет рас­про­стра­ня­ет­ся на пре­тен­ден­тов на выбор­ные посты, а так­же на супру­гов и несо­вер­шен­но­лет­них детей всех выше­пе­ре­чис­лен­ных лиц. В отно­ше­нии ино­стран­ной недви­жи­мо­сти дей­ству­ет пра­ви­ло без­услов­но­го декла­ри­ро­ва­ния, то есть чинов­ни­кам и депу­та­там раз­ре­ша­ет­ся ее иметь, но они долж­ны рас­крыть источ­ник средств на ее приобретение.

В 2017 году был вне­сен ряд изме­не­ний в Феде­раль­ный закон от 25 декаб­ря 2008 года № 273-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии кор­руп­ции», в кото­ром уста­нов­ле­ны основ­ные прин­ци­пы про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции, пра­во­вые и орга­ни­за­ци­он­ные осно­вы пре­ду­пре­жде­ния кор­руп­ции и борь­бы с ней, мини­ми­за­ции и (или) лик­ви­да­ции послед­ствий кор­руп­ци­он­ных правонарушений

30 нояб­ря 2018 года пре­мьер-министр Рос­сии Дмит­рий Мед­ве­дев под­пи­сал рас­по­ря­же­ния о вне­се­нии в Гос­ду­му паке­та зако­но­про­ек­тов, направ­лен­ных на совер­шен­ство­ва­ние гос­по­ли­ти­ки в обла­сти про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции. Цель зако­но­про­ек­тов – фор­ми­ро­ва­ние еди­но­об­раз­ных под­хо­дов к уста­нов­ле­нию раз­лич­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми анти­кор­руп­ци­он­ных запре­тов и обя­зан­но­стей, нала­га­е­мых на отдель­ные кате­го­рии работ­ни­ков, а так­же к пра­во­во­му регу­ли­ро­ва­нию запре­тов и огра­ни­че­ний, свя­зан­ных с полу­че­ни­ем слу­жа­щи­ми воз­на­граж­де­ний и подарков.

В Меж­ду­на­род­ный день борь­бы с кор­руп­ци­ей во мно­гих стра­нах мира про­хо­дят демон­стра­ции, встре­чи, кон­фе­рен­ции, семи­на­ры и дру­гие мероприятия.

В Рос­сии посту­па­тель­но реа­ли­зу­ет­ся систе­ма мер, направ­лен­ных на обес­пе­че­ние эффек­тив­но­сти дея­тель­но­сти по про­фи­лак­ти­ке и про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции, ведет­ся рабо­та по совер­шен­ство­ва­нию анти­кор­руп­ци­он­но­го зако­но­да­тель­ства с уче­том как сло­жив­шей­ся в Рос­сии пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки, так и меж­ду­на­род­ных требований.

Для обес­пе­че­ния еди­ной госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в обла­сти про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции на феде­раль­ном и реги­о­наль­ном уров­нях сфор­ми­ро­ва­ны и функ­ци­о­ни­ру­ют орга­ны спе­ци­аль­ной ком­пе­тен­ции. Основ­ным зве­ном систе­мы спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных анти­кор­руп­ци­он­ных орга­нов явля­ют­ся под­раз­де­ле­ния по про­фи­лак­ти­ке кор­руп­ци­он­ных и иных пра­во­на­ру­ше­ний (упол­но­мо­чен­ные лица), кото­рые созда­ны в феде­раль­ных госу­дар­ствен­ных орга­нах и их тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ни­ях, орга­нах госу­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, орга­нах мест­но­го само­управ­ле­ния, Бан­ке Рос­сии, госкор­по­ра­ци­ях, в госу­дар­ствен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дах и неко­то­рых иных организациях