Южно-Сахалинск – Екатеринбург – Саппоро

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет сов­мест­но с Ураль­ским и Хок­кайдским уни­вер­си­те­та­ми-парт­не­ра­ми про­ве­ли онлайн-семи­нар на тему «Осо­бен­но­сти реги­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния и науч­ных пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в совре­мен­ных усло­ви­ях на при­ме­ре Япо­нии и России».

Кол­ле­ги из Япо­нии во вре­мя онлайн-семи­на­ра поде­ли­лись сво­им опы­том реги­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния. Про­фес­сор Ohno (Охно) рас­ска­зал об орга­ни­за­ции онлайн-обра­зо­ва­ния в сред­них шко­лах, нахо­дя­щих­ся в уда­лен­ных сель­ских рай­о­нах на севе­ре Хок­кай­до. Доцент Ёси­хи­ро Саки­та (Yoshihiro Sakita) пред­ста­вил про­грам­му упраж­не­ний для раз­ви­тия физи­че­ских и дви­га­тель­ных спо­соб­но­стей уче­ни­ков началь­ной шко­лы в Сап­по­ро. Про­фес­сор Мияд­за­ки (Miyazaki) высту­пил с сооб­ще­ни­ем «Обзор пла­на обра­зо­ва­тель­но­го кон­сор­ци­у­ма Хоккайдо».

Со сто­ро­ны Ураль­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та про­фес­сор, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук Ната­лия Вася­ги­на пред­ста­ви­ла доклад «Об акту­аль­ных направ­ле­ни­ях дея­тель­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы в систе­ме обра­зо­ва­ния Сверд­лов­ской обла­сти». Про­фес­сор, док­тор педа­го­ги­че­ских наук Евге­ния Каза­е­ва рас­ска­за­ла о реги­о­наль­ном опы­те под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов для рабо­ты с детьми с осо­бы­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми потреб­но­стя­ми. Про­фес­сор, кан­ди­дат куль­ту­ро­ло­гии Роман Поро­зов высту­пил с обзо­ром меж­ду­на­род­ных куль­тур­но-обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов в УрГПУ.

Доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии СахГУ, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук Еле­на Афа­на­сен­ко­ва пред­ло­жи­ла к сов­мест­но­му изу­че­нию про­бле­му про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки и само­ре­а­ли­за­ции в дея­тель­но­сти педа­го­га и пси­хо­ло­га обра­зо­ва­ния. Доцент кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та СахГУ, кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук Свет­ла­на Прон­ки­на высту­пи­ла с ини­ци­а­ти­вой за про­ве­де­ние крос­скуль­тур­ных иссле­до­ва­ний пси­хо­фи­зи­че­ских осо­бен­но­стей развтия детей 10–11 лет в одной из школ Сап­по­ро и в шко­ле №6 г. Южно-Саха­лин­ска для сра­не­ния в даль­ней­шем полу­чен­ных резуль­та­тов. Доцент СахГУ, кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук Люд­ми­ла Румян­це­ва, пред­ло­жи­ла сов­мест­но с япон­ски­ми и сверд­лов­ски­ми кол­ле­га­ми иссле­до­вать педа­го­ги­че­ское здо­ро­вье сбе­ре­га­ю­щее сопро­вож­де­ние обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са млад­ших школьников.

Подоб­ные сов­мест­ные иссле­до­ва­ния поз­во­лят изу­чить вли­я­ние раз­ви­ва­ю­щих мето­дов и при­е­мов обу­че­ния на само­сто­я­тель­ность и актив­ность школь­ни­ков, их физи­че­ское здо­ро­вье, выявить фак­то­ры про­фес­си­о­наль­но­го роста педа­го­ги­че­ских работ­ни­ков систе­мы обра­зо­ва­ния, а так­же срав­нить резуль­та­ты крос­скуль­тур­ных иссле­до­ва­ний для выяв­ле­ния общих зако­но­мер­но­стей и отличий.

Трех­сто­рон­нее сотруд­ни­че­ство вузов на онлайн-семи­на­ре обу­слов­ле­но схо­жи­ми про­бле­ма­ми в обла­сти пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния с уче­том реги­о­наль­ных осо­бен­но­стей. В част­но­сти – уда­лен­ность от цен­траль­ной части Рос­сии (Южно-Саха­линск) и Япо­нии (Сап­по­ро), боль­шая про­тя­жен­ность реги­о­наль­но­го цен­тра и уда­лен­ность его субъ­ек­тов от област­но­го цен­тра (Ека­те­рин­бург – Сверд­лов­ская область) и необ­хо­ди­мо­сти в свя­зи с этим актив­но­го раз­ви­тия дистан­ци­он­ных форм обу­че­ния. Сов­мест­ное и актив­ное обсуж­де­ние при­ве­ло к состав­ле­нию пред­ва­ри­тель­но­го пла­на буду­ще­го вза­и­мо­дей­ствия меж­ду Хок­кайдским, Саха­лин­ским и Ураль­ским университетами.

На дан­ном эта­пе сотруд­ни­че­ства вузы обсуж­да­ют даль­ней­шее вза­и­мо­дей­ствие друг с дру­гом. Про­во­дят­ся сов­мест­ные рабо­ты для улуч­ше­ния каче­ства тех­ни­че­ской свя­зи для про­ве­де­ния онлайн-семи­на­ров по обме­ну опы­том в пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях, а так­же пла­ни­ру­ют­ся воз­мож­но­сти обме­на пре­по­да­ва­те­ля­ми Хоккайдско­го, Саха­лин­ско­го и Ураль­ско­го уни­вер­си­те­тов для чте­ния лек­ций и про­ве­де­ния семинаров.

Успеш­но­му сотруд­ни­че­ству ост­ров­но­го вуза с Хок­кайдским уни­вер­си­те­том в вопро­сах обме­на сту­ден­та­ми по обра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам содей­ству­ет Управ­ле­ние по меж­ду­на­род­ным свя­зям СахГУ под руко­вод­ством Вик­то­ра Кор­су­но­ва, кан­ди­да­та педа­го­ги­че­ских наук, доцен­та. А Еле­на Афа­на­сен­ко­ва ини­ци­и­ро­ва­ла заклю­че­ние дого­во­ра о сотруд­ни­че­стве с Ураль­ским уни­вер­си­те­том, а так­же ста­ла вдох­но­ви­те­лем и орга­ни­за­то­ром трех­сто­рон­не­го онлайн-семинара:

– 28 мар­та 2019 г. я про­ве­ла пред­ста­ви­тель­скую встре­чу для япон­ских кол­лег доцен­та Ота­ни Казу­хи­ро и про­фес­со­ра Джан Мориа из Хок­кайдско­го уни­вер­си­те­та в Инсти­ту­те пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки (в рам­ках их семи­на­ра по моти­ва­ции обу­че­ния), где мы с ними обме­ня­лись иде­я­ми и кон­так­та­ми. Впо­след­ствии в июне мы с Ната­ли­ей Вася­ги­ной поеха­ли в Сап­по­ро (Япо­ния), где по ини­ци­а­ти­ве про­фес­со­ра Кей­ко Икэ­да про­ве­ли пред­ста­ви­тель­скую встре­чу уже в Хок­кайдском уни­вер­си­те­те с япон­ски­ми кол­ле­га­ми по воз­мож­но­му сотруд­ни­че­ству. Потом была интен­сив­ная трех­сто­рон­няя пере­пис­ка, и как резуль­тат – пер­вый онлайн-семи­нар в рам­ках ново­го про­ек­та, – рас­ска­за­ла Еле­на Афа­на­сен­ко­ва. – Наде­ем­ся, что эта пер­вая про­ба трех­сто­рон­не­го вза­и­мо­дей­ствия при­ве­дет к пло­до­твор­но­му и дол­го­сроч­но­му сотруд­ни­че­ству меж­ду наши­ми вузами!